<читать дальшеЗавершила одну из самых сложных глав за всю историю моего титанического труда «Исправляя ошибки»/«Сердце бури». Если говорить о второй части, это вообще была самая сложная глава — сложная, в первую очередь, в эмоциональном плане.
Почему?
До сих пор история крутилась вокруг долгого и трудного пути Кайло назад, к свету через муки, осознание, милосердие и, наконец, любовь. Но именно в этой главе он делает огромный шаг назад, когда безжалостно расправляется с Теем, хотя тот, возможно, и заслуживает сострадания. Он признается ему в братской — братской!

Во-первых, как бы мне не был мил Бен Соло — светлая сторона Кайло, это не единственная его сторона. И до сих пор в фанфике достаточно много говорилось о том, что уникальная способность Бена — одинаковая расположенность к обеим сторонам Силы. Именно это его свойство когда-то намеревался использовать Люк Скайуокер, и оно же до сих пор является преимуществом Бена/Кайло, хотя и доставляет ему массу хлопот.
Случайно ли Люк говорит Бену, что ему необходимо вновь воскресить в себе Кайло, чтобы победить Сноука? Нет. Эти слова — прямой намек на то, что Кайло есть неотъемлемая часть Бена, которую нельзя полностью вычеркнуть. Сам Бен однажды говорит, что он — «и то, и другое», да и Рей посещают такие же мысли… Так что, да, как бы отвратительно это ни звучало, братоубийство — это еще одна ступень на пути Бена к балансу и примирению с самим собой.
Во-вторых, в этой главе образ Тея практически слово в слово повторяет сюжетную линию Иуды из бессмертного мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Тей так же любит Кайло, как Иуда любит Иисуса, однако идет на предательство. В мюзикле Иуду толкает на этот шаг отчасти разочарование в своем кумире, отчасти же чувство, что да, он должен сыграть эту ужасную роль, чтобы дать осуществиться высшему замыслу. Тей страдает от того же, и его страдания – это именно страдания предателя, страдания Иуды. Он мучается угрызениями совести.
Но раскаивается ли он?
Напомню, он говорит Кайло: «… если бы ты знал с самого начала, что движет мной, разве ты бы меня не понял? А окажись ты на моем месте, разве не поступил бы так же?» То есть, по сути, пытается оправдать подлый поступок, хотя прекрасно знает, что оправдания этому нет и быть не может. Собственно, в том-то и заключается главное отличие Кайло от Тея. Кайло тоже совершает предательство по отношению к своей семье, однако он раскаивается, раскаивается вполне искренне и пытается искупить свою вину делом — а не слезами и глупой болтовней, причем, идет ради этого на огромную жертву. Поэтому показательное лжераскаяние Тея не вызывает, да и не может вызвать у него ничего, кроме отчуждения и злобы. К слову, тут опять проскальзывает аналогия с «Иисусом Христом». Иисус так же не прощает Иуду, во всяком случае, в их совместных ариях нет ни темы сострадания к предателю, ни попытки оправдать его. Очевидно, потому что Иисус понимает, несмотря на попытки свалить все на волю провидения, представить себя пешкой в некой высшей игре, Иуда сам сделал свой выбор.
В-третьих. Углублюсь немного в образ Кайло, каковым он представлен в фанфике. Да, этот персонаж достаточно многогранен и неоднозначен. Иногда он ухитряется удивлять даже меня саму. У него нет какой-то определенной линии поведения, он позволяет обстоятельствам изменять себя, подтачивать. Когда-то я говорила, что у меня этот персонаж ассоциируется со Стилом Светлым Мечом – персонажем «Саги о Копье». Однако в фанфике Кайло больше похож на другого героя того же произведения – Рейстлина Маджере. Во многом он даже повторяет жизненный путь Рейстлина.
В «Саге о Копье» маг Пар-Салиан должен «выковать меч» – главное оружие светлых сил в борьбе с Тьмой. То есть, обучить талантливого юношу, который станет величайшим магом всех времен. В «Исправляя ошибки» примерно то же самое делает Люк. Для него Бен – это в первую очередь материал, потенциальное оружие против Темной стороны. Уникальный дар племянника делает его незаменимым в этом плане, и в конце концов Скайуокер «отдает» юношу Сноуку в надежде, что тот «победит Тьму изнутри». В процессе своего обучения Рейстлин становится одержим древним духом, Фистандантилусом. А Бен, как известно, одержим духом Сноука еще со времен материнской утробы. Однако как Рейст, так и Кайло не идут на поводу у обстоятельств. Они не пытаются избавиться от своей одержимости, а берут от нее все, что можно: знание, опыт, могущество. И Фистандантилус, и Сноук становятся «наставниками», которые, хоть и преследуют свои цели, тем не менее в конечном счете помогают героям исполнить свое предназначение. Рейстлин ради исполнения пророчества восстает против Света и присягает Тьме, меч «оказывается обоюдоострым» – то есть, наносит одинаково сильный удар обеим сторонам. С Беном происходит то же самое, когда он становится Кайло (хотя сейчас у него все еще впереди). Очевидно, что оба персонажа как бы поднимаются и над Тьмой, и над Светом, выходя за рамки предначертанного. Они – рабы, восставшие против системы, не позволяющие никому собой манипулировать.
Какое отношение все это имеет к убийству Тея? Своим признанием Тей тоже попытался манипулировать Кайло, и Кайло, конечно, почувствовал это.
В-четвертых, не зря в последней главе уделено столько внимания образу Хана – образу, который ассоциируется у Бена с истинным всепрощением и жертвенностью. В тексте показано, что когда Тей касается щеки Кайло, это вызывает у последнего не теплые чувства, а напротив, волну отвращения. Тей неосознанно взывает к памяти об отце в душе Бена, а это, как известно, омут, полный чертей. В сравнении с настоящей родственной любовью, слезы Тея по понятным причинам кажутся Бену очевидной «игрой на публику» с учетом – опять же! – что тот не раскаялся и раскаиваться не собирался. А дальше все просто. Осквернил светлую память об отце своими фальшивыми нюнями – получай на орехи!)))
И последнее. Нет, я не случайно сделала дуэль Кайло и Тея похожим на дуэль Рей и Кайло на «Старкиллере» (не знаю, заметил ли кто-нибудь?) Только тут Бен как бы становится на место Рей. Поначалу он обороняется, позволяя противнику загнать себя в угол. Однако Тей, как и он сам когда-то, не спешит повергнуть врага, а вместо этого идет на попятную, пытается уладить конфликт. И тогда Кайло, подчиняясь ненависти и гневу – то есть, по сути, Темной стороне, – начинает наступать – до победного конца. Как видите, сходится все, кроме концовки, когда Рей проявляет милость к побежденному, «отшатывается от Темной стороны» а Кайло, напротив, не останавливается перед убийством.
Символично, не правда ли? В ближайшем будущем я попытаюсь развить эту тему. А пока скажу лишь, что судьбы Кайло и Рей по-прежнему переплетаются, даже в разлуке. Иногда таким вот замысловатым образом.
Не этом все. Спасибо за внимание!)
Так нельзя называть то,что может оскорблять чувства верующих. И называть Бога «товарищем» тоже не допустимо!
Мюзикл идет больше сорока лет во многих странах, конкретно в России в нескольких версиях, и многие из них получали положительные отзывы. В том числе, и от представителей РПЦ. Так что, не думаю, что он может кого-либо оскорбить. Уж во всяком случае, людей со здоровой психикой.
И называть Бога «товарищем» тоже не допустимо!
«Товарищем» я называла не Бога, а персонажа мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», который все-таки отличается от библейского персонажа. Давайте будем разграничивать. )